Статьи
10 ошибок начинающего коллекционера или как не ошибиться в выборе произведения искусства.
1) Покупать на улице и с лотков.
2) Слушать советы некомпетентных людей.
3) Обращаться за помощью к заинтересованным людям.
4) Слушать одного эксперта.
5) Оценивать живопись у экспертов разных направлений живописи.
6) Покупать картину не зная биографии автора.
7) Не верить собственным глазам и чувствам.
8) В оценке ориентироваться на год создания.
9) Не проводить собственное аналитическое расследование.
10) Не уделять должное внимание самообразованию.
А теперь подробнее рассмотрим по отдельности каждый пункт:
1)Покупать на улице и с лотков.
Для тех,кто только планирует начать коллекционировать, необходимо понимать,что профессиональные художники не имеют времени и желания продавать собственные картины лично, как правило доверяют это профессионалам: галереям, салонам или частным лицам, искусствоведам, иногда продают у себя в мастерской. В жизни мы часто сталкиваемся с продажей картин на улицах, курортных рынках. Занимаются такой продажей молодые, начинающие художники, студенты, народные умельцы и т д. Живопись такого плана, как правило не имеет коллекционной или инвестиционной значимости и носит исключительно декоративный, сувенирный характер. Покупая такие произведения не стоит рассчитывать на увеличение стоимости, в 95% это именно так, тем более, что многие сюжеты многократно дублируются.В настоящее время все имена уже сложились, а новые создаются крупными галереями или аукционными домами. Теперь поговорим о рыночных латках с красочными и яркими картинками и торговых представителях, с убеждением рассказывающих, о невероятной ценности, картинах, итальянских и французских мастеров. Как правило это дешевая, полуавтоматическая китайская живопись, предложениями которой пестрит весь интернет. Помните цена пропорциональна качеству.
2)Слушать советы не компетентных людей.
Помните компетентным является человек :
а) Имеющий специальное образование.
б) Имеющий длительный опыт коллекционирования.
в) Признанный, профессиональный художник, имеющий непредвзятый взгляд.
Не стесняйтесь попросить человека, с которым вы хотите сотрудничать, показать документы подтверждающие его квалификацию и образование. На арт рынке много простых разговорчивых представителей с сомнительной квалификацией.
3)Обращаться за помощью к заинтересованным лицам.
Приобретая картину, вы сталкиваетесь со множеством заинтересованных людей: различными представителями арт рынка, они представляются хранителями,галеристами, искусствоведами, коллекционерами, экспертами и т д. Все они являются заинтересованными людьми и всегда заявляют о собственной значимости,как эксперта. Поэтому обращаясь за помощью, правильно формулируйте вопрос. Рассмотрим ситуацию на примере:
Могли бы вы меня проконсультировать? Я хочу приобрести картину (предположим в салоне Исход) Как бы вы могли ее оценить?
Стандартный ответ:
Ни в коем случае не приобретайте там. Там нет ничего хорошего, там сплошные подделки. Вот я знаю, где можно купить настоящую живопись и далее, последует завораживающий рассказ с главным смыслом о том , что приобретать надо именно у него. Здесь мы видим заинтересованный подход.Серьезный эксперт воздержится от критики, не видя предмета.
Правильно вопрос будет звучать так:
У нас есть в семье картина, я хочу ее оценить, сколько это стоит? Непредвзятый эксперт будет готов публично заявить свое мнение, а в идеале, официально подписаться под собственным заключением и даже отстаивать его в суде. Если вы просто советуйтесь, то советуйтесь с несколькими специалистами и никогда не произносите заветное слово "хочу купить". Наличие чрезмерной критики должно настораживать.
4)Слушать одного эксперта.
Советуйтесь и сотрудничайте с разными специалистами, накапливайте собственный опыт.
5)Оценивать живопись у экспертов разных направлений живописи.
Оценивать живопись одного течения должен специалист специализирующийся, именно на этом течении, иначе оценка может быть неточна. Абстракционист никогда не будет хвалить реалиста и наоборот. Это также относится и к экспертам. Между разными течениями в живописи существует значительная разница в оценке искусства,мастерства и миропонимания.
6)Покупать картину не зная биографии автора.
Прежде чем приобрести картину себе в коллекцию изучите биографию автора. Постарайтесь почитать упоминания об авторе в журналах, каталогах, книгах. Уточните, возможно существует биографические издания об авторе. Живопись из альбома-монографии цениться выше. Посмотрите фотографии художника. Картина содержит энергетику автора и будет передавать ее вам. Также учитывайте,что регалии и звания не всегда отражают реальный уровень художественного мастерства, собенно после 1990 года,часто присваивались за административную деятельность итд. Поэтому оценивайте мастерство художника, а только потом смотрите на звания.
7) Не верить собственным глазам и чувствам.
Когда вы запутались по поводу автора, экспертных рекомендаций, выбора какого-то произведения или у вас сложный выбор, поставьте рядом полотна и доверьтесь собственной интуиции - это помогает принять правильное решение. Помните картина должна вам нравиться.
8)В оценке ориентироваться на год создания.
Живопись нельзя оценивать основываясь исключительно на критерии года написания. Встречается масса старинных полотен которые не представляют особой ценности. Оценка должна состоять из критерия уникальности, мастерства, школы, года написания, известности автора, эмоционального влияния.
9) Не проводить собственное аналитическое расследование.
Внимательно проводите собственное расследование: смотрите состояние углов, печати с датами, изучайте написанное произведение, смотрите историческое соответствие, кракелюр, цвета и т д.
10)Не уделять должное внимание самообразованию.
Настоящий коллекционер постоянно занимается самообразованием. Посещение значимых музеев, галерей, выставок, чтение биографических книг, обучение на примерах и даже пробовать писать - все это поможет вам самим стать первоклассным экспертом и коллекционером.
С уважением галерея Эпоха.
НЕОКОНЧЕННЫЙ ЭТЮД
Жаркий август 1942 года немцы совсем близко от Краснодара. Станция Кавказская, через которую нам нужно проскочить, переходит из рук в руки. Наш эшелон завода «Красный двигатель» тяжело груженный станками и заводским оборудованием, десятый день стоит на запасном пути в пятнадцати километрах от Краснодара, на станции Афипская. Мы, рабочие, сопровождающие третий эшелон в далекий Самарканд, с тревогой ждем новых сообщений, зная о том, что первый эшелон прошел благополучно, а вот второй попал к немцам. Что будет с нами, пока не известно. Тягостное ожидание и вынужденное безделье выводят из равновесия. Вдоль дороги, около своих вагонов, прямо на земле расположились целые семьи, готовят завтрак, возятся с детишками, обсуждают последние известия Совинформбюро. Бесконечные визиты наших делегаций к начальнику станции с просьбой поскорее отправить нас в путь, ни к чему не приводят. Так проходили дни, а я никак не мог осмелиться заняться своим любимым делом. Мне казалось, что рисовать стыдно и недопустимо, когда кругом идет война. Но все же после долгих колебаний и сомнений я решил взяться за кисть. С раннего утра, не дожидаясь завтрака, прихватив этюдник, я крадучись, стал пробираться к заранее подготовленному месту — высокому бурьяну, густо росшему за деревянной будкой. В тот момент, наверное, я был очень похож на диверсанта с таинственным ящиком, собирающегося подорвать железнодорожные пути. Удачно замаскировавшись, стал лихорадочно работать. Чтобы лучше видеть выбранный участок, мне приходилось все время становиться на цыпочки. Красная черепица крыш, обрамленная пышной зеленью, ржавое железо, валявшееся по всему двору, а на переднем плане яркие шапки подсолнуха на фоне синего неба создавали неописуемую красоту. Присмотревшись, в углу двора увидел конуру, из которой изредка высовывалась собака, наверное, единственная живая душа, оставшаяся в осиротевшей МТС. Ей было непонятно, почему люди бросили ее одну. Все это находилось рядом, через железнодорожные пути. Чем дольше я писал, тем больше ощущал, как смешиваются во мне чувства восторга и печали. В голове зарождались новые мысли, новые картины. Рука время от времени замирала, переставала работать. В глубоком раздумье я не заметил, как тихо подъехавший паровозик с несколькими вагонами полностью загородил мне видимость. Молодой лейтенант спрыгнул с подножки вагона и охрипшим голосом в полуприказном тоне закричал: «Ребята, помогите погрузить снаряды на машины!» Работа закипела. Мы работали молча, сосредоточенно, без перекура, старались изо всех сил как можно быстрее закончить погрузку, — каждому было ясно, что эти снаряды — на передовую. Последние ящики были самыми тяжелыми. По улыбке лейтенанта мы поняли, что он был нами доволен. Маленький паровозик с вагонами и лейтенантом на подножке так же лихо укатил. Мы сели передохнуть, некоторые собирались идти на речку, я направился продолжать начатый этюд, но в это время послышался гул самолетов. Со стороны Неберджая в нашем направлении шли шесть «Юнкерсов», через полминуты бомбы посыпались на станцию. Я с двумя ребятами укрылся в канаве. Еще мгновение — И земля тяжелой шубой накрыла нас. Стало темно, в пыли и дыму послышались крики и стоны раненых. Когда приехавшие военные санитары грузили в машины убитых и раненых, а пыль и дым давно улеглись, неожиданно раздался мощный взрыв. Это оказалась бомба замедленного действия, она взорвалась во дворе МТС. Красная черепица загрохотала по нашим вагонам, а яркие шапки подсолнуха рассыпались по земле. Собачьей будки в углу двора я уже не заметил. Свой этюд нашел далеко под вагонами. Он валялся весь в пыли и глубоких царапинах, с сухой травинкой, прилипшей на том месте, где я рисовал небо. Хотел было сразу соскоблить и выбросить, да почему-то раздумал. Стало тихо, все насторожилось, детей увели в кукурузное поле. К обеду три вагона с оставшимися рабочими прицепили к воинскому составу и отправили в Новороссийск. В заводском бомбоубежище решался вопрос: что делать дальше? Было решено: с наступлением темноты большая часть рабочих, в том числе я с матерью и сестрой, отправляемся пешком по Сухумскому шоссе. Отоварившись сухим рабочим пайком, мы двинулись в путь. От непрерывной бомбежки город был весь в огне. Во вспышках прожекторов, и взрывов было ясно видно, как над бухтой спускались парашюты с минами, сброшенные с немецких самолетов. Дорога была забита, сплошным потоком шли женщины, дети, старики, везли раненых, шли военные, гнали скот, большие табуны лошадей заполняли всю проезжую часть. Днем идти было опасно, шли преимущественно ночью. Немец непременно хотел захватить Туапсе, чтобы отрезать большую часть черноморского плацдарма, но его дальше горы Индюк не пустили, — тем самым город не был взят, дорога по побережью была свободной. Так добрались пешком до Гагры. На военном корабле довезли нас до Сухуми, а там предстоял очень тяжелый и долгий путь через Каспий — Красноводск, в далекий Самарканд. Кроме двух килограммов прелой муки за спиной в рюкзаке, которой в дороге мы питались в самом натуральном сыром виде, у меня сбоку всегда висел мой преданный старенький этюдник с единственным этюдом, который я собирался непременно - дописать по памяти, но так и не притронулся к нему, в последствии ясно поняв, что там было уже все сказано. В свое время, будучи уже в Новороссийске, среди работ, посвященных историческим местам нашего города и подаренных мною городскому музею, был и этот неоконченный этюд. Но в последний момент я его все же отклонил, то ли потому, что никак не подходила коричневая рама, а «золотой» под рукой не оказалось, то ли подумал, что будет не понятен он людям, тем более, что написан в другом месте.А теперь, когда прошло столько лет, в моей маленькой мастерской, в постоянной тесноте и суете прошедшего времени, больше не попадается мне на глаза, исчез бесследно тот самый, образца 1942 года, запыленный, израненный, с сухой травинкой, прилипшей к небу — неоконченный этюд, который так близко прикоснулся к моей судьбе. Очень сожалею, что так и не пришлось завести для него действительно настоящую золотую раму.
Из воспоминаний Граера Гавриловича Аракельяна.
полную версию воспоминаний можно прочитать в альбоме-монографии Граер Аракельян.
линия судьбы
Изобразительное искусство Кубани двадцатого века чрезвычайно интересно, многогранно и богато творческими индивидуальностями. Во всех видах и жанрах было создано немало выдающихся произведений живописи, скульптуры, графики и декоративного искусства, получивших широкую известность далеко за пределами Краснодарского края. Авторами этих произведений являются художники разных поколений: и те, кто жил и работал в 1920–1930-е гг., и те, кто начинал свою творческую деятельность уже после освобождения страны от фашизма. Каждый из них по-своему определил лицо современной кубанской художественной культуры, внеся в нее неповторимый вклад. Но есть художники, чье творчество вспоминается в первую очередь. В их произведениях с особой силой отражены черты и особенности нашего края. Среди таких живописцев нужно назвать заслуженного художника России Граера Гавриловича Аракельяна, произведения которого завоевали у зрителей широкое признание. С его именем связано представление об искусстве ярком, живом, воплотившем лучшие традиции русской и советской живописи.
В наши дни, когда во всех сферах идут процессы переустройства, заметно растет интерес к произведениям, которые принято относить к традиционному реализму. И то, что казалось устаревшим, навсегда ушедшим в прошлое, продолжает жить, находя пути к сердцам людей без шумной пропаганды. Творчество художников старшего поколения приобретает особую ценность. Прежде всего это относится к тем, кто жил в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные десятилетия. К тем, кто не поддавался сиюминутным амбициям, не гнался за преходящей славой, а искренне и самозабвенно работал, кто на трудном пути творчества остался верным избранным идеалам. К их числу принадлежит и Г. Г. Аракельян. В плеяде кубанских живописцев 1940–1990-х гг. он был одной из наиболее значимых фигур. Наследие художника обширно и разнообразно. Он прожил долгую и активную творческую жизнь. Успешно работал во всех жанрах: пейзажа, портрета, натюрморта и тематической картины.
Граер Гаврилович Аракельян родился в 1922 году в Новороссийске в семье понтийских армян. Рисовать начал рано. Наряду с учебой в средней школе, посещал городскую изостудию, увлекался музыкой. Способного мальчика заметил преподаватель студии художник А. Коротков. Он много внимания уделял своему воспитаннику, настаивал на дальнейшем продолжении художественного образования.
Однако жизнь распорядилась иначе. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Г. Г. Аракельяна призвали в армию, но вскоре по состоянию здоровья комиссовали. Вернувшись домой, Граер Гаврилович устроился на завод «Красный двигатель». Немецкая армия приближалась к Новороссийску. Завод и другие предприятия эвакуировали в Среднюю Азию – Самарканд. Это было временем суровых испытаний. Аракельян быстро освоил рабочие специальности слесаря и токаря. Как и многие работавшие в те годы на военных заводах, в том числе подростки и старики, он сутками находился у станка, внося свою лепту в приближение победы. Об этом свидетельствуют полученные им награды. В первый же год Граер Гаврилович был назначен мастером газогенераторного цеха, а в 1943-м – принят в ряды ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, переименованная в 1952 году в КПСС). В 1944-м за отличные успехи в труде награжден орденом «Знак почета».
Пребывание в эвакуации, тяжелый труд на военном заводе не заглушили интереса Граера Гавриловича к искусству. В свободное время он много рисовал, писал этюды. В 1945 году Граер поступил в Самаркандское художественное училище. Приемная комиссия высоко оценила работы, представленные абитуриентом на конкурс, и он был принят сразу на второй курс. Но настоящим подарком судьбы, сыгравшим огромную роль в раскрытии таланта Аракельяна, стало знакомство с известным живописцем, педагогом, заслуженным деятелем искусств Узбекской ССР П. П. Беньковым. Павел Петрович окончил Петербургскую Академию художеств. Его учителями были И. Репин, П. Мясоедов, Д. Кардовский и Р. Циоглинский.
Произведения П. П. Бенькова «Девушка-хивинка», «Старая Бухара», «Крытый базар в Бухаре» и другие отличаются свободной живописной техникой, разнообразием ее приемов и изысканным колоритом. Павел Петрович всегда оставался верен традициям русской художественной школы и прививал их своим студентам. Встреча с выдающимся живописцем содействовала развитию способностей начинающего художника. На занятиях под руководством Бенькова Аракельян узнал и до конца своих дней запомнил, что такое «живописный тон», «воздух» и художественный образ в картине. В студенческой среде, в беседах и спорах об искусстве, он открыл для себя А. Саврасова, Ф. Васильева, М. Врубеля, И. Левитана и др. Все это формировало его мировоззрение, любовь к отечественной культуре и искусству.
В 1946 году Граер Гаврилович вернулся в родной Новороссийск. Город был разрушен. Требовались немалые усилия для его восстановления, но жизнь постепенно входила в мирное русло. В те годы сформировалась небольшая группа художников (А. Зубков, Г. Копецкий, В. Лысенко, Ф. Пигарев, В. Тевторадзе и другие), которые своим талантом, творческими успехами долгое время определяли высокий художественный потенциал коллектива. Это подтверждают многочисленные тематические полотна, портреты и пейзажи, произведения скульптуры и графики.
Г. Г. Аракельян активно включился в творческую жизнь. Он был принят в члены Союза художников СССР. Много и самозабвенно работал Граер Гаврилович в этот период: обращался к портрету, натюрморту, но главным и любимым для него был пейзаж. И прежде всего – тема весны, тема пробуждения природы. С наступлением первых весенних дней он стремился уехать из города. На пленэре писал этюд за этюдом. Испытавший всю тяжесть разрушительной войны, насмотревшийся на истерзанную землю, прострелянные, израненные дома и деревья, Аракельян особенным образом чувствовал и понимал красоту мирных дней. Поэтому в его послевоенных работах преобладают образы, исполненные лиризма, тонких и проникновенных интонаций. «Тихий плес» (1950), «Подмораживает» (1950), «Тропинка» (1950), «Березки» (1950), «В Горячем Ключе» (1952), «Май» (1955) и другие – трудно перечислить все произведения, написанные художником в 1940–1950-е гг. В них – неповторимое очарование ранней весны, праздничное великолепие осени, изобилие цветов и фруктов, передающие радость и восхищение автора окружающим миром.
Знакомясь с биографией Г. Г. Аракельяна, нельзя не вспомнить о Домах творчества, которые были открыты Союзом художников СССР в различных районах страны. Из разных городов, оставив заботы повседневной жизни, на несколько месяцев сюда приезжали художники, чтобы поработать над задуманными произведениями. Руководили потоками известные живописцы и графики. Аракельян, рассказывая о своей работе на творческих дачах, с большой теплотой вспоминал уроки профессионального мастерства таких художников, как Г. Г. Нисский и А. М. Грицай, которые помогли ему глубже понять искусство живописи, учиться у самой природы, видеть ее красочное богатство и гармонию. Близким был Граеру Гавриловичу и царивший здесь дух прекрасных традиций русского реалистического искусства. Дома творчества сыграли огромную роль в профессиональной подготовке художников. Созданы замечательные произведения, многим авторам они дали путевку в жизнь.
В творческих группах художников в Гурзуфе, Горячем Ключе и на Академической даче был и Граер Гаврилович. Он много работал. Два первых известных произведения – «Вышивальщица» (1952) и «Мартовский вечер» (1955) – написаны Аракельяном в Горячем Ключе. Картина «Вышивальщица» была отмечена на Республиканской выставке 1952 года в Москве, а работа «Мартовский вечер» экспонировалась в 1955 году на Всесоюзной выставке в Государственной Третьяковской галерее и была удостоена Диплома Министерства культуры СССР 2-й степени. На всю жизнь Граеру Гавриловичу запомнилась встреча в Третьяковке с народным художником СССР действительным членом Ленинградской Академии художеств П. Д. Кориным, сказавшим ему: «…у вас много искренности и правды в пейзаже, так и впредь продолжайте работать, молодой человек».
«Мартовский вечер» (75 x 110 см) – небольшое полотно. Сгущаются сумерки. Теплый почерневший снег, поблескивает весенняя лужица. В центре – раскидистое дерево. Вдали, у горизонта, силуэты гор. В этой работе особенно проявился талант Аракельяна-колориста. Для передачи состояния ранней весны художник сумел найти такое богатство цветовых оттенков, что кажется, изнутри самого холста идет трогательное дыхание оживающей природы. Красива и выразительна живописная фактура. Когда смотришь на почерневший оседающий снег, понимаешь, как выразителен сам мазок. Как виртуозными движениями кисти художник добивается ощущения зыбкости и непостоянства, характерного для первых весенних дней. В пейзаже нет сиюминутного, внешнего восприятия увиденного. Композиция, колорит и каждая деталь – все в нем едино, все направлено на передачу настроения и образа природы.
Также интересен пейзаж «Полдень» (1953), написанный в районе поселка Неберджай (около Крымска), который получил высокую оценку художественной критики на всесоюзной выставке. В настоящее время он хранится в фондах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко. …Предгорье, жаркий летний день. Белесоватое, словно выцветшее от зноя небо, золото скошенной травы – все объединено теплыми охристыми тонами в целую, правдивую и красочную гамму. На небольшом живописном полотне Аракельян создал обобщенный, опоэтизированный образ Кубани. Пейзаж подкупает скромностью мотива, точностью исполнения и благородством цветового решения.
В работах «Мартовский вечер» и «Полдень» выражены основные тенденции живописи 1950-х гг., главными задачами которой были возрождение станковой картины, углубление самого картинного мышления и композиционного видения. Образцом считались произведения русских художников-передвижников, с их глубоко нравственными идеалами и в то же время индивидуальными личными качествами.
В 60–70-е гг. прошлого столетия в искусстве, как и в самой жизни, происходят перемены. Монументальные полотна, исполненные пафосного, романтического настроя, пришли на смену умиротворенной, проникнутой гармонией и тягой к светлому, прекрасному живописи 1940–1950-х гг. В экспозициях выставок картины прославляли трудовые будни и героические подвиги народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн, духовный мир новых героев – тех, кто осваивал целинные земли, строил города, возводил крупные промышленные предприятия, открывал и осваивал космос…
Новое в жизни и искусстве нашло свое отражение и в творчестве Г. Г. Аракельяна. Как талантливый художник, он не мог не меняться, не делать новых открытий. Эволюция творчества Граера Гавриловича – это постоянная неудовлетворенность и стремление к совершенствованию. По мере роста его профессионального мастерства, изменения видения и оценки окружающего произведения художника обретали глубину и многоплановость содержания. Его искусство стало сложнее – появились раздумья, внутренние строгость и сдержанность. Менялись манера исполнения, техника и колорит, что подтверждало неуспокоенность живописца, поиски новых изобразительных средств. Элегические пейзажи сменили полотна «Цемесская бухта» (1972), «Дорога десантников на Малую землю» (1977), «Десант на Малую землю» (1977), «На Малой земле тишина» (1978), «Атака торпедных катеров» (1980), «Во имя жизни» (1984) и др. Обращаясь к монументальным по замыслу и размерам холстам, Аракельян пытался выразить и воссоздать свои впечатления, свою память о тех трагических и великих событиях. Граер Гаврилович – участник и свидетель Великой Отечественной войны. Он восстанавливал разрушенный, истерзанный жестокими боями Новороссийск, знал его защитников. И не поведать об этом современникам, особенно молодому поколению, просто не мог.
Картину «Десант на Малую землю» художник посвятил решающему сражению, когда в ночь на 4 февраля 1943 года десант под командованием Ц. Куникова высадился на берег. Более семи месяцев на территории в 30 квадратных километров шла кровавая битва. Авиация и артиллерия уничтожали буквально все. Деревья, трава – все было выжжено. Не осталось ничего живого. От ран, полученных в бою, скончался легендарный командир Цезарь Куников. Малая земля стала символом самоотверженности, отваги и героизма, символом великой стойкости народа. …Теряясь в высоких грядах мрачного разбушевавшегося ночного моря, военные крейсера устремляются к берегу. Динамика композиционного решения, контрасты света и тени – все подчинено передаче стремительно яростной атаки.
В пейзаже «На Малой земле тишина» разбитые дзоты – немые свидетели героических боев с ненавистным врагом. Обелиск на братской могиле молчаливо оберегает покой тех, кто погиб, защищая родную землю. Полон строгой эпической красоты и пейзаж «Цемесская бухта». Все работы этой серии отличаются сдержанностью, монументальностью и строгой цветовой гармонией. Образ родины в них и для художника, и для зрителей – источник искреннего патриотического и эстетического вдохновения.
Наряду с картинами социального звучания Г. Г. Аракельян продолжает писать лирические пейзажи и натюрморты. Он выезжает в Крым, в среднюю полосу России. Просматривая произведения художника 1970–1990-х гг., приходится удивляться глубокому чувству реалистической правды, которое автор сохранил на протяжении своего творческого пути. Камерность ранних работ сменилась способностью воспринимать мир более открыто, свежо. Цвет, смелые контрасты и порой усиленная декоративность отличают произведения последних десятилетий: «Поселок Шесхарис» (1971), «Крым. Ноябрь» (1978), «Осень в горах» (1978), «Весенний день» (1980), «Утро в порту» (1980), «Хлеб идет» (1986), «Утро дымки» (1995), «Тишина на Псекупсе» (1996) и др.
В течение всей жизни Г. Г. Аракельян писал морские пейзажи. Любовь к морю, которое он видел с раннего детства, и работа с натуры позволили создать чрезвычайно правдивые марины, показать море так ощутимо, как это удается немногим. Граер Гаврилович знал море в совершенстве, во всех его проявлениях. Море в пейзажах художника – то величественное, безбрежное, покрытое барашками волн, то тяжелое, вздымаясь, обрушивается на прибрежные камни скалы, то бурное, неукротимое, бьется о борт парохода. Оно всегда в движении, насыщает воздух влагой, блеском брызг… Работа над морскими видами в Крыму и Новороссийске, изучение различных состояний моря способствовали оттачиванию живописной культуры, овладению высоким мастерством передачи красоты мира.
Источник успехов Аракельяна – по-юношески чистая, неизменная любовь к родной земле. Искреннее и с годами крепнущее восхищение красотой каждого, пусть даже скромного, ее уголка. В работе над произведениями художник никогда не удовлетворялся однажды найденным приемом. Зная творчество русских и зарубежных мастеров, он всегда опирался на собственное видение и понимание природы. В многочисленных картинах, этюдах – разнообразие явлений. Художник всегда находил свои способы живописных решений, свои приемы. Сама природа подсказывала выразительные композиции, гармонию красок и настроение.
Вся жизнь Граера Гавриловича – это пример самоотверженного труда и упорства в достижении цели. Он был одним из тех замечательных людей, кто свою энергию и жизнь посвятил служению искусству и Родине. Все это делает его творчество не только понятным, но и бесконечно дорогим, затрагивающим самые сокровенные чувства и мысли.
Наряду с творчеством, Аракельян вел большую общественную работу. Неоднократно избирался от Новороссийска в правление Краснодарской краевой организации Союза художников СССР. Был делегатом второго, третьего и пятого съездов Союза художников Российской Федерации. Принимал участие в шестом съезде художников СССР. В 1967–1969 гг. избирался депутатом городского Совета народных депутатов г. Новороссийска. Правлением Союза художников РСФСР неоднократно назначался руководителем групп живописцев в Доме творчества «Горячий Ключ». Многие годы был наставником творческой молодежи Новороссийских художественно-производственных мастерских, куратором самодеятельных художников Новороссийска. С 1947 года участвовал во всех городских и краевых выставочных мероприятиях. Его работы экспонировались на 13 всесоюзных, 20 республиканских и 14 зональных выставках «Советский юг». Произведения Г. Г. Аракельяна находятся в Государственной Третьяковской галерее, Краснодарском краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко, Новороссийском историческом музее-заповеднике, Сочинском художественном музее, а также в других музеях и галереях, в частных коллекциях нашей страны и зарубежья.
Жизнь и искусство Граера Гавриловича Аракельяна и в наши дни является живой традицией, примером для тех, кто занимается живописью. У всех, кто знал Аракельяна, навсегда останется в памяти скромный, доброжелательный и исключительно трудолюбивый человек, всю свою жизнь посвятивший любимому делу – Искусству.
В. Ф. Беломыцева (Калашнева)